Валерий Колтунов - Наследственный консультант, практикующий юрист по наследству и дарению.
Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

Получение свидетельства о смерти — необходимое действие для родных и близких усопшего. Документ обязательно потребуется для организации проводов, последующих действий с имуществом усопшего и решения других правовых вопросов. В какой последовательности оформляются документы, и какие сроки устанавливает закон?

Где можно получить свидетельство о смерти

Свидетельств о смерти де-факто два:

  1. Медицинское — это специализированное врачебное заключение о причине смерти — болезнь, преступление, несчастный случай. Подробная информация о биологических причинах кончины содержится в другом документе — заключении патанатома, на основании которого заполняется медсвидетельство.
  2. Гербовое — документ о фиксации факта смерти гражданина в органах государственного учета. Служит юридическим основанием для начала процесса перехода имущества, прав и обязанностей усопшего к его наследникам.

Обратите внимание!

По закону №143 «Об актах гражданского состояния», после смерти родственника, следует оформлять оба документа, и именно в указанном порядке, так как медсвидетельство — основание для внесения информации о смерти гражданина в государственные информационные базы.

Заменить врачебный документ может только соответствующее решение суда или специальный документ о смерти ранее репрессированного лица.

Медицинское свидетельство о смерти

Врачебное свидетельство выдают родным усопшего, доверенным лицам или сотрудникам правоохранительных органов. Документ оформляют:

  • государственный или частный врач, освидетельствовавший покойного, если нет подозрений в насильственном характере. Так делают лечащие врачи, наблюдавшие умирающего и осведомленные о характере болезни;
  • фельдшер или акушер удаленного медпукта, в котором нет врача;
  • руководитель больницы, хосписа, диспансера, другого медучреждения, в котором скончался пациент;
  • глава учреждения, проводившего вскрытие.

Документ выполняется на специальном номерном бланке (форма 106/у-08), отрывной корешок с подписью получателя остается в больнице. Если трудностей с определением причин смерти нет, свидетельство выдается в минимальные сроки и сразу имеет статус окончательного. Это подчеркивается в верхней части бланка.

При необходимости проведения дополнительных экспертиз родные получают предварительное свидетельство. На выдачу окончательного отводится 45 дней.

Регистрация смерти в ЗАГСе

Статья 66 закона «Об актах гражданского состояния» требует от родных умершего заявить о смерти в течение 3 дней со дня кончины или обнаружения тела. Сделать это следует в ЗАГСе, обслуживающем район, где жил покойный, территорию, где было обнаружено тело или по адресу больницы, выдавшей медсвидетельство. Если человек умер вдали от дома, в поезде, самолете, во время плавания, в экспедиции, смерть регистрируется в ближайшем ЗАГСе.

Кроме членов семьи, обязанность сообщить о смерти гражданина закон возлагает на должностные лица:

  • исправительных учреждений, в случае смерти заключенного;
  • воинских частей, если произошла смерть военнослужащего;
  • органов внутренних дел о кончине неизвестного, смерть которого расследуется;
  • любое лицо, ставшее свидетелем кончины.

Заявление о смерти

Заявление можно оформить в ЗАГСе или подать через многофункциональный центр. Типовая форма утверждена приказом Минюста №201 от 01.10.2018. Заявление включает:

  • «Шапку» — наименование органа регистрации, ФИО, паспортные и контактные данные обращающегося. Должностные лица также указывают название своего учреждения.
  • Данные умершего — ФИО, пол, дата и место рождения, адрес прописки, гражданство и национальность, серия и номер паспорта, дата и место его получения.
  • Сведения о кончине — дата, место, название и реквизиты документа, подтверждающего факт кончины.

В верхней части бланка выделена форма для росписи должностного лица, принявшего заявление, и строка для номера последующей записи акта смерти. Паспорт покойника и медсвидетелсьтво прилагаются к заявлению.

Сотрудники ЗАГСа оформляют свидетельство о смерти на специальном бланке с гербом Российской Федерации, водяными знаками и другими степенями защиты. Документ содержит информацию о:

  • покойном, дате и месте его смерти;
  • дате составления акта о смерти, номере записи;
  • наименование регистрационного учреждения, выдавшего свидетельство;
  • дате выдачи документа.

Регистрация смерти и выдача свидетельства производятся бесплатно. Если семье потребуется дубликат, госпошлина составит 200 рублей. Вместе со свидетельством семье выдается справка на соцпомощь на погребение.

Гербовое свидетельство — ключевой документ для родных усопшего и, при возможности, получить его нужно как можно быстрее. Оно необходимо:

  • для организации похорон, выделения места на кладбище, кремации;
  • открытия наследственного дела у нотариуса;
  • оформления пособия по потере кормильца и других видов социальной поддержки.

В будущем родные покойного могут претендовать на наследство родственников по другим линиям по праву представления, для чего обязательно потребуется подтверждение факта смерти наследника соответствующей очереди.

Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
  • Кратко опишите проблему и оставьте свои контактные данные
  • В течении 5 минут с вами свяжется юрист и ответит на ваши вопросы
  • Вы получаете развернутый ответ юриста и знаете как действовать
    дальше
Поле обязательно для заполнения Введите номер телефона для связи
Бесплатная консультация юриста по наследству
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.