Получение свидетельства о смерти — необходимое действие для родных и близких усопшего. Документ обязательно потребуется для организации проводов, последующих действий с имуществом усопшего и решения других правовых вопросов. В какой последовательности оформляются документы, и какие сроки устанавливает закон?
Где можно получить свидетельство о смерти
Свидетельств о смерти де-факто два:
- Медицинское — это специализированное врачебное заключение о причине смерти — болезнь, преступление, несчастный случай. Подробная информация о биологических причинах кончины содержится в другом документе — заключении патанатома, на основании которого заполняется медсвидетельство.
- Гербовое — документ о фиксации факта смерти гражданина в органах государственного учета. Служит юридическим основанием для начала процесса перехода имущества, прав и обязанностей усопшего к его наследникам.
Обратите внимание!
По закону №143 «Об актах гражданского состояния», после смерти родственника, следует оформлять оба документа, и именно в указанном порядке, так как медсвидетельство — основание для внесения информации о смерти гражданина в государственные информационные базы.
Заменить врачебный документ может только соответствующее решение суда или специальный документ о смерти ранее репрессированного лица.
Медицинское свидетельство о смерти
Врачебное свидетельство выдают родным усопшего, доверенным лицам или сотрудникам правоохранительных органов. Документ оформляют:
- государственный или частный врач, освидетельствовавший покойного, если нет подозрений в насильственном характере. Так делают лечащие врачи, наблюдавшие умирающего и осведомленные о характере болезни;
- фельдшер или акушер удаленного медпукта, в котором нет врача;
- руководитель больницы, хосписа, диспансера, другого медучреждения, в котором скончался пациент;
- глава учреждения, проводившего вскрытие.
Документ выполняется на специальном номерном бланке (форма 106/у-08), отрывной корешок с подписью получателя остается в больнице. Если трудностей с определением причин смерти нет, свидетельство выдается в минимальные сроки и сразу имеет статус окончательного. Это подчеркивается в верхней части бланка.
При необходимости проведения дополнительных экспертиз родные получают предварительное свидетельство. На выдачу окончательного отводится 45 дней.
Регистрация смерти в ЗАГСе
Статья 66 закона «Об актах гражданского состояния» требует от родных умершего заявить о смерти в течение 3 дней со дня кончины или обнаружения тела. Сделать это следует в ЗАГСе, обслуживающем район, где жил покойный, территорию, где было обнаружено тело или по адресу больницы, выдавшей медсвидетельство. Если человек умер вдали от дома, в поезде, самолете, во время плавания, в экспедиции, смерть регистрируется в ближайшем ЗАГСе.
Кроме членов семьи, обязанность сообщить о смерти гражданина закон возлагает на должностные лица:
- исправительных учреждений, в случае смерти заключенного;
- воинских частей, если произошла смерть военнослужащего;
- органов внутренних дел о кончине неизвестного, смерть которого расследуется;
- любое лицо, ставшее свидетелем кончины.
Заявление о смерти
Заявление можно оформить в ЗАГСе или подать через многофункциональный центр. Типовая форма утверждена приказом Минюста №201 от 01.10.2018. Заявление включает:
- «Шапку» — наименование органа регистрации, ФИО, паспортные и контактные данные обращающегося. Должностные лица также указывают название своего учреждения.
- Данные умершего — ФИО, пол, дата и место рождения, адрес прописки, гражданство и национальность, серия и номер паспорта, дата и место его получения.
- Сведения о кончине — дата, место, название и реквизиты документа, подтверждающего факт кончины.
В верхней части бланка выделена форма для росписи должностного лица, принявшего заявление, и строка для номера последующей записи акта смерти. Паспорт покойника и медсвидетелсьтво прилагаются к заявлению.
Сотрудники ЗАГСа оформляют свидетельство о смерти на специальном бланке с гербом Российской Федерации, водяными знаками и другими степенями защиты. Документ содержит информацию о:
- покойном, дате и месте его смерти;
- дате составления акта о смерти, номере записи;
- наименование регистрационного учреждения, выдавшего свидетельство;
- дате выдачи документа.
Регистрация смерти и выдача свидетельства производятся бесплатно. Если семье потребуется дубликат, госпошлина составит 200 рублей. Вместе со свидетельством семье выдается справка на соцпомощь на погребение.
Гербовое свидетельство — ключевой документ для родных усопшего и, при возможности, получить его нужно как можно быстрее. Оно необходимо:
- для организации похорон, выделения места на кладбище, кремации;
- открытия наследственного дела у нотариуса;
- оформления пособия по потере кормильца и других видов социальной поддержки.
В будущем родные покойного могут претендовать на наследство родственников по другим линиям по праву представления, для чего обязательно потребуется подтверждение факта смерти наследника соответствующей очереди.