Получите консультацию
бесплатно
Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
Консультация юриста онлайн. Ответ на сайте в течение 15 минут
Поле обязательно для заполнения
Введите номер телефона для связи

Первые, кто фиксируют смерть человека — сотрудники медицинских организаций. Где получить медицинское свидетельство о смерти, в какой очередности и в каких инстанциях оформляются остальные документы для погребения и наследства?

Медицинское и гербовое: в чем отличия

Главный документ, который должны получить близкие усопшего — медицинское свидетельство о смерти. Это не свидетельство о смерти, а другой документ.

Врачебный документ — это расширенная справка о причинах смерти, которая выступает подтверждением факта физической кончины человека. Она принимается только ограниченным кругом инстанций:

  • правоохранительные органы;
  • учреждения регистрации гражданского состояния.

Возможностей для дальнейших действий — организации похорон, открытия наследства и прочих, медицинское свидетельство само по себе не дает, но является ключевой бумагой для правовой фиксации смерти гражданина и запуска последующих юридических процедур.

Кто выдает медицинское свидетельство о смерти

Правила выдачи медсвидетельства о смерти установлены письмом Минздравсоцразвития №14-6/10/2-178. В зависимости от места и обстоятельств кончины, документ оформляется и подписывается:

  • главврачом медучреждения, в котором скончался пациент или в котором проводилось вскрытие;
  • врачом, лично засвидетельствовавшим смерть, в случае явно ненасильственной кончины;
  • сотрудником фельдшерского или акушерского пункта, если смерть произошла в населенном пункте, где нет врача.

Медицинское свидетельство выполнено на номерном бланке строгой отчетности. Типовая форма состоит из двух частей — отрывного корешка, который обязательно хранится в больнице и непосредственно информативного формуляра. Документ содержит сведения о:

  • ФИО умершего;
  • семейном положении;
  • образовании и месте работы;
  • датах рождения и смерти;
  • месте жительства и месте смерти, в том числе конкретной локации – на месте происшествия, в машине скорой, дома;
  • характере смерти — несчастный случай, болезнь, насильственная смерть.

Документ выдается родным покойного, полномочному представителю или сотрудникам органов внутренних дел под роспись. Срок выдачи зависит от того, насколько быстро установлена причина.

Обратите внимание!

Если пациент умер в больнице, запрещается возвращать тело родным без соответствующего документа.

Когда причина смерти очевидна, а это смерть по возрасту или длительно болевших граждан, медсвидетельство оформляется быстро и сразу имеет статус окончательного. Если у медработников или правоохранителей есть сомнения в причине смерти, до окончания исследований родственники получают предварительный документ. После экспертиз он в течение 45 дней меняется на окончательное.

Оформление гербового свидетельства

Согласно закону №143 «Об актах гражданского состояния», смерть подлежит обязательной государственной регистрации. Родственники обязаны в трехдневный срок со дня кончины обратиться в ЗАГС по месту проживания покойного, кроме случаев смерти в транспорте или экспедиции, когда юридически оформить смерть может ближайший орган регистрации актов гражданского состояния.

Заявление можно подать лично или через МФЦ. Образец бланка можно получить там же. Он содержит:

  • информацию о заявителе — ФИО, паспортные данные, контактный телефон;
  • ФИО, национальность, пол умершего;
  • дату и место рождения;
  • сведения о его последнем месте жительства и месте смерти;
  • реквизиты паспорта покойного. Сам документ сдают в ЗАГС при наличии;
  • название организации, выдавшей документ о факте смерти, серию, номер и дату выдачи документа.

Основанием для государственной регистрации смерти, согласно статье 64 закона, могут выступать:

  • медсвидетельство о смерти;
  • решение суда, если человека признают умершим в установленном законом порядке;
  • документ о смерти необоснованно репрессированного и реабилитированного.

Бумага выдается в тот же день или на следующий. В ЗАГСе родные усопшего получают Свидетельство о смерти на бланке с гербом и водными знаками. Документ содержит информацию об умершем, дате и месте кончины, номере записи акта смерти и учреждении, оформившем свидетельство. Также учреждение выдает справку на соцпособие для погребения.

Зачем нужно свидетельство о смерти

Свидетельство является официальным документом о том, что гражданин скончался, не может пользоваться своими правами и нести соответствующие обязанности. Его собственность образует наследственную массу, которая будет передана родным и близким по завещанию или в порядке наследования по закону. Для открытия наследственного дела нотариусу предоставляют:

  • свидетельство о смерти;
  • удостоверение личности наследника;
  • документы на собственность, которой владел покойный, и оценку на день смерти;
  • завещание или документы, подтверждающие родство с покойным.

Кроме того, свидетельство понадобится при организации похорон, получении места на кладбище или для кремации. Впоследствии документ может потребоваться для оформления социальных пособий родным и решения других вопросов.

Ваша заявка принята!
Юрист свяжется с вами в ближайшее время
  • Кратко опишите проблему и оставьте свои контактные данные
  • В течении 5 минут с вами свяжется юрист и ответит на ваши вопросы
  • Вы получаете развернутый ответ юриста и знаете как действовать
    дальше
Поле обязательно для заполнения Введите номер телефона для связи
Бесплатная консультация юриста по наследству
Задайте свой вопрос бесплатно! Специалисты нашего центра помогут вам.